Блог Яна / ДТП. ГАИ. Страховка. Лизинг-шмизинг или как не потерять все

Признаю, я был не прав, когда советовал брать автомобили в лизинг. Лизинги для физ.лиц в Беларуси стоит обходить стороной ближайшие лет 10, не меньше. Сегодня это кабала…

Часть 1. Что случилось?

30 мая 2018 (ровно год назад) я попал в ДТП на новой машине. Да, на Шкоде я проездил чуть больше месяца. Разбил ее в дребезги.

В районе 17:30, около поселка Вежное (по направлению из Бреста) я показал левый поворот и начал обгон Ниссана, т.к. тот ехал очень медленно.

И тут вдруг барышня, которая была за рулем японца, не убедившись в безопасности маневра, не снижая скорости и не показывая никаких сигналов, стала совершать левый поворот (или разворот?) на лесную тропинку. Моя траектория — ровно в дверцы…

Мозг и тело сами приняли правильное решение — удалось вырулить с минимальным касанием Ниссана. В итоге я ушел считать сосны в кювет. Есть и фото и видео. Публиковать не буду, т.к. этот пост могут читать родные. 

Сам отделался испугом, несколькими ушибами, ссадинами, ожогом на руке от пиропатрона подушки безопасности. На стороне противника все намного проще и легче. 

Часть 2. Как вести себя после ДТП и в ГАИ

Выбравшись наружу вы вряд ли будете чувствовать какие-либо раны. Это шок. Он прошибает даже стальные яйца в титановой оболочке. У меня от шока пропала речь. Т.е. в голове я говорю одно, а ртом совсем другое: нечто несвязное, глупое, лишнее. Так, например, я сболтнул, что у меня КАСКО.

Вообще, что-либо говорить о себе и аварии второму участнику ДТП ни в коем-случае нельзя. Все это будет использовано против тебя. Как-то так появилась легенда, что я летел чуть ли не на сверхзвуковой скорости :)

Моя оппонентка в шоке бросилась ко мне обниматься и целоваться. Это потом она пойдет снимать «побои», это потом я узнал, что она работала в страховой и многие другие нюансы. 

Что нужно обязательно сделать? Изучить запись видеорегистратора, если она есть. Если нет, опросить свидетелей и зафиксировать их контакты. Если ДТП серьезное, надо немедленно звонить адвокату.

Ни в коем случае не подписывайте протокол. В шоке и без адвоката вы не в состоянии определить, насколько там все хорошо или плохо, как и на какие статьи он ссылается и т.д. и т.п. Прямо в протоколе своей рукой пишете, что от подписания отказываетесь в связи неудовлетворительным самочувствием и просите изучить материалы дела не следующий день. 

Не стоит брезговать проведением экспертизы на алкоголь. Вчерашний сабантуй у оппонента может многое изменить. Правда, надо быть готовым к тому, что на освидетельствования поедут оба участника ДТП :)

Часть 3. Страховая будет перестраховываться

Как я думал, работает страховая (каско): влетел, получил деньги, починили (или купил новую) и ездишь дальше. Вот как оно работает на самом деле читайте дальше. 

Лизинг по умолчанию страхует там, где самые лучшие договоренности. И тут много подводных камней. У меня был Белгосстрах — чемпион по скорости работы. Правда, с конца… Экспертизы и баталии в ГАИ завершились в первой декаде августа. До тех пор у страховой были связаны руки. Т.е. все это время вы будете платить лизинговые платежи (+каско), которые не возвращаются.

Но мир не без добрых людей и ребята в Белгосстрахе пошли мне навстречу. Провели осмотр тачки. И уже в июне я знал, что на ее восстановление потребуется более 70% первоначальной стоимости. Т.е. пойдет в утиль.

Кстати, очень много людей откликалось на просьбу о помощи. @artem, @mitka, @PaulWolf, Маша Райхен, Игорь Чивель, Пономарев Александр Викторович и др. очень сильно помогли ходатайствами в ГАИ. Адвокат Вадим Абрамчик, Александр Селиванов, много незнакомых людей из Бреста, Минска, и Гродно, кто останавливался на трассе, некоторые сотрудники описываемых здесь организаций, советы и разъяснения, которых проливали свет на многие вопросы. Всем огромное спасибо!

Но только в середине августа Белгосстрах получил все необходимые документы из ГАИ, чтобы начать свою часть работы. И тут пошло-поехало. Оказывается, все автомобили Б-класса у страховой в зоне риска и должны проходить дополнительную проверку. В том числе не занимаюсь ли я услугами такси. Потом пачка документов будет гулять по этажам и кабинетам начальников всей вертикали… И только в сентябре страховая выплачивает страховую выплату — часть стоимости автомобиля… нет, не мне, а лизингодателю. Оставшаяся часть будет получена лизингодателем от реализации годных остатков…

Часть 4. — Что там с годными остатками, Чарли? — Пять минут, Турецкий!

Через месяц после получения страховой выплаты лизинг направил Белгосстраху запрос на согласование аукциона для продажи годных остатков. И только еще через месяц металлолом поехал на торги…

В ноябре он был продан на Белавтолоте. Потом оказалось, что лизинг не снял его с учета… Я же предлагал это сделать самостоятельно еще в сентябре.

Короче, лизинг увидел бабки в конце декабря… 

А я? А кто я? 

Самое паскудное в этой ситуации, что ты до самого конца не знаешь, что делать и что будет дальше, и, самое главное, когда это все закончится. Никто не даст ссылок на нормативно-правовые акты или регламенты, где прописаны четкие алгоритмы и сроки. Вместо этого вас будут кормить завтраками: «Решим за месяц», «Ну, пару месяцев», «В сентябре уже будете на новой машине», «На следующей неделе…», «К новому году, наверное», «100% в январе!».

Все надо раскапывать самому. Устные переговоры сразу в топку. Кажется, что процесс двигается, но потом на ваши звонки просто перестанут отвечать, потом начнутся отпуска, отгулы, больничные, потом все будут спихивать ответственность за принятие решений друг на друга. Николай из страхового отдела ООО «А-Лизинг», его помощница Татьяна, мифический начальник Дмитрий, на которого по началу все ссылались, Татьяна из юридического, Иван — менеджер по продажам — все они будут ничего не знать и ничего не решать…

Только переписка, только хардкор! Но все будут тянуть резину, нарушать сроки ответа на обращения граждан и т.д. и т.п. Мою почту А-лизинг в упор не хотел видеть и первый вразумительный ответ дал только после третьего письма. Еще в А-лизинге прикольный колл-центр (на него вас будут скидывать по любому вопросу): звонки принимают, выслушивают, обещают перезвонить и пропадают с концами. 

Часть 5. Почему не лизинг

Осенью я узнал, что А-лизинг не собирается возвращать мне деньги… 

Стоит признать, что в этой ситуации я понял, насколько низок уровень моей финансовой грамотности. Читаешь договор и не видишь подвоха от слова совсем. Даже с учетом моего опыта в бизнесе, знания некоторых законов почти наизусть, этого все равно было недостаточно. Любой бухгалтер, экономист и юрист без экспириенса в подобных вопросах просто зависал, как старый компьютер, когда я задавал практические вопросы…

Что уже говорить, про обычного работягу с завода? Да, когда все хорошо — все хорошо. Но когда все плохо, именно эти подводные камни и выплывут.

Основной подвох в договоре публичной оферты. Именно там прописаны все ключевые условия. С лизингополучателем подписывают болванку, в которой из важного только ссылка на договор публичной оферты и реквизиты сторон. За время ожидания после ДТП, ООО «А-Лизинг» внесло более 10 правок в договор публичной оферты. Все они направлены против клиента…

Изначально 30% стоимости моей тачки оплачивал лизинг, 70% — я (авансовый + обеспечительный платежи). 

В случае гибели автомобиля лизинг возвращает только обеспечительный платеж (≈€3600). И все.

Ежемесячные лизинговые платежи не возвращаются.

Авансовый платеж не возвращается. Хотя нет…

Авансовый платеж можно вернуть, но с точки зрения Налогового кодекса — это уже моя прибыль, облагаемая подоходным налогом (13%). Очень смешно, да? Я и без этого уже потерял около €2000 только на разнице курсов и лизинговых платежах.

Единственный способ не потерять еще больше, брать эти выплаты в зачет новой машины у того же А-Лизинга… А этого очень не хотелось. Но делать было нечего, пришлось брать тачку.

Благо, диллер, в лице менеджера Татьяны, пошел навстречу и заказал новую Шкоду еще в декабре. А потом, когда машина была уже в Беларуси, именно она торопила лизинг с другого фронта… 

Весь январь и февраль мы пытались согласовать новый договор лизинга. Всю работу по итогу делали мои юристы. Сотрудники лизинга то куда-то пропадали, то присылали договор с косяками, описками, орфографическими и пунктуационными ошибками, то забывали включить те нюансы, о которых мы только что договорились. От «дочки» Альфа-банка такого поведения я никак не ожидал. До обеда 28 февраля, когда должна была произойти отгрузка, я не был уверен, что будет утверждена моя последняя редакция.

9 месяцев я ходил пешком, ездил на такси и одалживал авто для командировок… 9 месяцев А-Лизинг пользовался моими деньгами и остался в плюсе. А меня в конце даже не поздравили с новым приобретением… 

P. S. Машину я таки забрал, но осадок остался… Я обещал пост — вот вам пост. Получилось немного сумбурно, зато правда.
авто,лизинг,шкода,дтп Лытдыбр
  • grezov, 30.05.2019 21:33 #

    Мой не самый редакторский глаз зацепился за "выплачивает страховую выплату".
    ответить на комментарий
    • yan, 30.05.2019 22:20 #
      +1
      1
      Мой суровый редакторский взгляд отдал бы журналисту на полную переработку. Но это всего лишь личный блог, а не Эсквайр :)
      ответить на комментарий
Ответить автору поста
yan
1283 поста
Последние комментарии
Letto учора ў 13:06
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}